Как я попрощался с милицией


Милиция уходит в прошлое. И я надеюсь навсегда. «Прощай!» нам говорит не только название, но и вся сущность этой правоохранительной структуры. С приходом весны на улицах нашего города должны появится новые полицейские. Но это уже будет другая история. А покамест я расскажу вам как происходило мое лично прощание с милицией.
 
Дело было прошлой осенью. На проспекте Мира, в районе первой школы, ко мне обратился сотрудник милиции (дело происходило до переименования милиции в полицию) с просьбой стать понятым и засвидетельствовать изъятие наркотиков у злоумышленника.
 
Не было в этом случае ничего примечательного, если б ни одно «но». В разгар дня в оживленном месте на поиски двух понятых, по словам милиционера, было затрачено не менее получаса.  Находя всевозможные «отмазки», на контакт с органами граждане шли, мягко сказать, неохотно и участвовать в следственных действиях отказывались.
 
Честно говоря, я и сам не пылал желанием ввязываться в это дело. Как и у большинства постсоветских людей, имеющих неприятный опыт общения с особо «усердными» в несении своей службы милиционерами, слишком уж развит во мне инстинкт самосохранения. Помню, как на заре 90-х в Киеве на одном из студенческих митингов я впервые узнал, что такое «резиновый демократизатор» и какие следы он может оставлять на твоих ребрах. Неприятные истории случались и у моих родственников, когда, к примеру, из жертвы преступления милиция однажды попыталась превратить их в нарушителей порядка. Но, слава богу, все обошлось. Отбившись от хулиганов, родственники также смогли защитить себя и от милиционеров. Так что неписанное житейское правило – от бандитов и милиции лучше держаться как можно дальше – знакомо мне не понаслышке.
Впрочем, вернемся к теме.
 
И так, профессиональный журналистский интерес да гражданское самосознание (последнее было вызвано пламенной речью офицера милиции и строилось на посылах к моей совести, дескать: все беды на земле – от человеческого безразличия) взяли верх над всякими колебаниями, и я согласился стать понятым. Во дворе школы нас с милиционером уже поджидали любопытствующие школьники, охраняемый несколькими силовиками подозреваемый, да еще – интеллигентного вида дедушка, который, как оказалось, тоже был понятым.  Завидя меня, вместо  «здравствуйте», дедушка радостно воскликнул: «Ну, слава Богу, наконец хоть еще один порядочный человек нашелся!».
 
На соблюдение всех необходимых в подобных случаях формальностей времени было затрачено минут двадцать, не больше. И после того, как все участники протокола своими подписями заверили изъятие дурманящего зелья у злодея, история на этом для меня, собственно, и закончилась. Однако что-то продолжало не давать мне покоя.  Почему после общения с милицией, даже если она ничего плохого тебе и не сделала, а ты всего лишь помог ей и тем самым выполнил свой гражданский долг, на душе у тебя по-прежнему мерзко и тебе также хочется бежать от милиции, и как можно дальше?
Следует отметить, что случай, о котором веду речь, по времени совпал с набором в новую патрульную полицию Чернигова. То мероприятие, как известно, проходило в здании Черниговской областной рады – практически в ста метрах от описываемого места происшествия.
 
Преимущественно молодые парни и девушки каждый день выстаивали в очереди, чтобы подать документы на конкурс в новую полицию. Будущие полицейские излучали оптимизм и уверенность в своих силах. И эта уверенность подогревалась моральной поддержкой, которую, не скупясь, всячески демонстрировали им зеваки и вездесущие журналисты. Люди смотрели на будущих копов с надеждой и гордостью. Не каждый же день на твоих глазах творится история новой Украины. В свою очередь, милиционеры, обеспечивавшие порядок у областного парламента, не без зависти за всем этим наблюдали. А некоторые даже не скрывали своего скептицизма, а то и откровенно злорадствовали…
 
Пожимая на прощание руку оперативнику, устроившему мне новый жизненный опыт, я вдруг ощутил, что с этим рукопожатием прямо здесь и сейчас, на школьном дворе, прощается со мною и целая эпоха. Без жалости и сантиментов, без шанса на реабилитацию, но с правом на забвение, тихо и скучно, без лишних слов и пиетета в небытие уходит милиция и, прощаясь, как бы говорит: «Простите нас за то, что не смогли оправдать ваши надежды. Мы больше не будем!».
 
Надеюсь и правда они больше не будут... Вот только оправдает ли наши надежды новая полиция? Как говорится, поживем – увидим. А ждать осталось недолго. В считанные дни на улицы Чернигова выйдут парни и девушки в красивой форме, с элегантными манерами и чистой совестью. И мне очень хочется верить, что так оно всегда и будет.

Коментарі