Надеяться нужно только на себя

События, о которых речь, произошли в далеком 1991 году. Довелось мне, тогда еще студенту первого курса пединститута, снимать квартиру у одной милейшей старушки. Звали ее Ефросинья Васильевна. И то, что с ней случилось, как зеркало иллюстрирует истории многих советских пенсионеров, на склоне своих лет безжалостно обманутых государством.

До того, как Советский Союз рухнул, оставалось ждать каких-то восемь месяцев. Но об этом, разумеется, никто тогда не мог и предположить, хотя кризис уже проник буквально во все сферы жизни. Пустые полки в магазинах, тотальная спекуляция товарами первой и всякой другой необходимости, нескончаемые очереди и митинги, разгул преступности – все это картинки той нелицеприятной действительности, которую переживали десятки миллионов наших сограждан. Чтобы хоть как-то переломить ситуацию к лучшему, коммунистическое руководство СССР предприняло ряд псевдолиберальных реформ, которые, впрочем, только усугубили напряженность. Одним из реанимационных мероприятий являлась конфискационная по своей сути так называемая павловская денежная реформа. Свое название она получила по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова. Если коротко, то суть ее состояла в том, чтобы избавиться от избыточной денежной массы в стране путем изъятия из оборота купюр номиналом 50 и 100 рублей образца 1961 года. На обмен имеющейся у граждан наличности отпускалось всего три дня. Устанавливался также лимит обменной сумы на одного человека – 1000 рублей.

Считалось, что денежная реформа должна помочь решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Вместо того, чтобы действительно либерализировать экономику, строить рынок, поддерживать частное предпринимательство, правительство решило попросту отобрать у людей деньги, чтобы они не имели возможности их потратить. Как в том анектдоте: нет ножек - нет и варенья.

По результатам павловской реформы из денежного обращения государство изъято порядка 14 миллиарда наличности. Не мудрено предположить, что больнее всего государственная авантюра ударяла по наиболее уязвимым слоям населения - пенсионерам, предпочитавшим хранить свои сбережения дома. 

Одной из таких бабушек, всю трудовую жизнь копившей свои кровные на черный день, и была моя домохозяйка. Как позже стало известно, в ее домашних закромах хранилась сумма, астрономическая для понимания людей того времени. В «домашнем банке» у Ефросиньи Васильевны лежало 50 тысяч рублей. И как вы уже, наверное, догадались, все они состояли из купюр достоинством 50 и 100 рублей. Разумеется, обменять всю свою наличность бабушка не смогла.

Доведенная до отчаяния старушка простить свою обиду государству на смогла. Из сентиментального божьего одуванчика она вдруг преобразилась в бескомпромиссного и безжалостного революционера – завсегдатая митингов, демонстраций и майданов. Всю свою оставшуюся короткую жизнь она посвятила борьбе с ненавистной жуликоватой властью. И успокоить Ефросинью Васильевну смогла лишь только смерть, забравшая ее после того, как не стало ни самого советского государства, ни компартии, им руководившей, ни рубля. Натомест, пришла новая эпоха, породившая новою парадигму ценностей: надеяться нужно только на себя…

Коментарі